Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Участник проекта «Школа Новых Технологий». Победитель рейтинга «Балльно-информационная система»
Лауреат конкурса "Учитель года Москвы-2016"
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Западный административный округ

История организации

Об опыте ГОУ школы-интерната «Интеллектуал».
Каждому практикующему учителю знаком этот удивительный феномен. Дети, которые думают или очень быстро, или очень необычно. Они всегда мешают, обычно их не любят учителя, так как они часто сбивают темп урока или направляют его в неожиданное русло. Их часто не любят товарищи. Называют их «ботаниками», «выскочками» и пр. Родители, учителя и одноклассники дружно говорят им: «Будь как все!». а ОНИ НЕ МОГУТ. Не утихают и споры о том как учить одаренных детей и насколько целесообразны специальные школы. Не вникая в споры, хотелось кратко рассказать о практическом опыте школы-интерната «Интеллектуал».
1 сентября 2003 года про нашу школу знали, главным образом, ее немногочисленные учителя, ученики (70 человек) и их родители.
Сейчас школа «Интеллектуал» считается одной из лучших в Москве.
Но главная цель - нам хотелось бы предоставить будущим творцам школ для одаренных детей некий алгоритм действий,следуя которомуможно с гарантией создать еще не одну школу для одаренных детей, не менее успешную чем «Интеллектуал».
Начнём с исторической справки:
Техническое задание, полученное в Департаменте образования города Москвы звучало более, чем просто: «Вы должны создать школу, в которой дети смогут учиться тому, что хотят, столько, сколько хотят, не нарушая санитарных норм».
Школа- интернат «Интеллектуал» была открыта в 2003 году на базе бывшей санаторно-лесной школы №9 1963 года постройки по адресу Москва ул. Кременчугская д.13. Школа-интернат осуществляет общеобразовательную подготовку учащихся 5-11 классов. С 1 сентября 2010 года осуществилась давняя мечта – у нас появился первый класс, началась работа по созданию начальной школы. В школе-интернате обучаются дети 6,5 – 8,5 и 10-17 лет. Особое внимание уделяется пристраиванию индивидуального учебного маршрута ученика, исходя из его запросов без предметной специализации (профилизации) до 10 класса.
Удачным управленческим решением было открыть новую школу как интернат. Отметим, что большинство учителей и родителей встретили эту идею с непониманием. Учителя говорили, что неясно, зачем московским детям жить вне дома. Оказалось, что дополнительная услуга в виде возможности ночевать в интернате, решает многие проблемы, как бытовые, так и юридические:

  1. для живущих далеко от интерната экономит 2-4 часа рабочего времени;
  2. позволяет в рамках существующей нормативной базы организовать классы по 15-20 человек;
  3. в рамках одного учебного заведения создать школу и центр дополнительного образования;
  4. так построить распорядок дня, чтобы максимально удовлетворить образовательные запросы одаренных детей, не нарушая санитарных норм;
  5. общая жизнь способствовала образованию удивительного детско-взрослого коллектива и образовательной среды, которая есть одно из главных достижений этой школы.

На данный момент в зависимости от времени года ночует в том или ином графике до 70% учащихся школы.
В 1 половине дня проходят обязательные занятия по базовым школьным дисциплинам
Во 2 половине дня Школа-интернат работает как учреждение дополнительного образования, открыты кружки, клубы, студии, доступные не только ученикам Школы-интерната.
Следующая сложность состояла в том, что контингент учащихся составили одаренные дети. По мнению большинства исследователей, значительная часть детей и подростков с высокими способностями социально и эмоционально более незрелы и входят в так называемую группу риска. Они испытывают трудности общения со сверстниками, которые выражаются в избегании общения или, наоборот, в расторможенности коммуникативных реакций, повышенную чувствительность ко всем нюансам общения (у половины детей). Им свойственны также повышенная эмоциональная возбудимость, в силу чего ребенок может нуждаться в одиночестве или пребывании в малой группе, выраженное несоответствие умственного (познавательного) развития уровню социального, эмоционального развития.
Педагогический коллектив школы «Интеллектуал» состоит из ярких, творческих личностей с высокой степенью эгоцентризма, не любящих подчиняться монотонному рабочему ритму. Это требует особой организации административного руководства, порождает особые сложности в ситуациях, когда требуется формализация деятельности, создает дополнительные психологические напряжения в коллективе.
Главной целью школы «Интеллектуал» было создание особой социокультурной среды, включающей в себя образовательную, социально-адаптационную, аксиологическую составляющие, среды, которая дает возможность одаренным детям состояться в социальном и интеллектуальном плане, сохранить и развить свою индивидуальность, добиться того, чтобы эта индивидуальность оказалась востребованной обществом. Эту цель можно конкретизировать в следующих характеристиках выпускника школы:

  • целостная и самосогласованная система знаний об окружающем мире, обществе и своем месте в нем;
  • социальный опыт, позволяющий осознанно ориентироваться в быстро меняющемся мире;
  • уметь делать осознанный выбор и нести ответственность за него.

Основными направлениями организации образовательного процесса в школе «Интеллектуал» стали:

  1. Cоздание у школьников ощущения целостности и полноты существованияпосредством формирования адекватной ведущей деятельности, ориентированной на создание «шедевра» (результата мини-исследования или коллективного проекта).
  2. Формирование в школе насыщенной образовательно-пространственной среды с выделением несущих различную нагрузку областей (кабинеты, лаборатории, мастерские, библиотека), в рамках которой только и возможно решение личностных задач подростка, анализ взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов, места урока в ряду других образовательных пространств, поиск форм и способов внесения предметного содержания в эти пространства, обеспечение их взаимной согласованности.

Гораздо более сложной задачей было наполнить «географию» школы содержанием, то есть найти педагогические кадры, способные создать образовательную среду. Эта задача решалась поэтапно. Сначала необходимо было найти несколько ключевых фигур, которым поручить создание кафедр. Требования к ним:

  1. отличное знание предмета,
  2. видение перспективы перестройки его преподавания под одаренных детей,
  3. умение ставить задачи перед коллегами,
  4. способность подобрать людей для решения этих задач,
  5. умение спросить с людей выполнение поставленных задач,
  6. умение кафедрально выполнять поставленные администрацией и Методическим советом задания.

Поначалу кафедр было 6: математики, филологии, естественных наук, иностранного языка, гуманитарных наук, физкультуры. Позднее кафедр стало больше: физики; математики; информатики; русского языка и литературы; истории; обществознания, экономики и права; иностранных языков; географии; биологи; химии; МХК и искусств; физкультуры и ОБЖ; психологическая служба; библиотека; начальная школа. Заведующие кафедрами взяли на себя подбор старших учителей и учителей – предметников, лаборантов. Все эти люди составили уникальный педагогический коллектив школы «Интеллектуал». На всех кафедрах работают молодые ученые, увлеченные детьми и молодые педагоги, увлеченные наукой. Именно эти люди наполнили образовательную среду содержанием.
Удивительный коллектив, собравшийся в школе, имел достоинства, которые легко могли стать серьезными недостатками. Во-первых, более половины – мужчины, во-вторых, - много ярких личностей, в-третьих – большинство вполне состоявшиеся как в науке, так и в педагогике. 18 человек имели кандидатские степени, 4 – докторские. 4 человека учились в аспирантуре. От метим, что все хотели работать с одаренными. Большинство имели опыт такой работы. Однако опыт этот был личный у каждого. Необходимо было, чтобы все поняли задачи, поставленные перед школой, осознали миссию школы.
Эта проблема лучше всего решается с помощью деловых игр. Таких игр за 8 лет было проведено четыре. Кроме этого решению проблем регулярные заседания Методического и Административного советов школы, постоянные обсуждения и обмен мнениями в методической рассылке через электронную почту, педагогические советы в конце учебных модулей с обсуждением каждой учебной параллели с классными руководителями, психологами и преподавателями учебной параллели.
Несмотря на это главная, неизживаемая проблема школы: коллективу крайне тяжело оформлять формальные бумажные документы, имеющие малое смысловое отношение к реальной деятельности, коллективу тяжело вести регулярную бумажную отчётность.
Одной из главных на старте была проблема «запуска школы». Школа открывалась заново. Одна из главных проблем переходного периода – отсутствие у школы собственного контингента, знающего и сохраняющего ее традиции, и появление одновременно большой разновозрастной группы детей, приходящей из разных мест, с разными привычками и ценностными установками. Задача переходного периода – гармонизация этого «социального шума», формирование в школе собственных традиций, а также учащихся, готовых сохранять и передавать эти традиции.
Одним из важных средств для решения данной задачи сталоразновозрастное сотрудничество, т.е. совместное решение учебно-познавательных задач двумя-тремя учениками разного возраста, в результате которых каждый из группы получает свой «продукт» ее решения. Благодаря такому сотрудничеству были решены ряд педагогических задач, связанных с созданием в рамках школы гармоничного социального пространства:

  • отвечая притязаниям младших подростков на равноправные, ответственные, серьезные отношения с миром взрослых, работа в позиции «учителя» служит одной из мер профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);
  • работа в позиции учителя обеспечивает формирование учебной са­мостоятельности школьников, основанной на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не с позиции сверстника, а учителя;
  • учебное сотрудничество между младшими и старшими подростками дает возможность учителю организовать образовательный процесс в пятом классе так, чтобы пятиклассники, выстраивая свои учебные отношения, например, с восьмиклассниками, могли бы сами определять границы своих знаний — незнаний и строить собственные «карты» движения в учебном материале.

Если говорить о конкретных формах организации такого сотрудничества, то ими стали проектирование пространства «встречи» соседних возрастов, организация и методика организации разновозрастного сотрудничества в дополнительном образовании и во внеучебной деятельности. Также важным моментом процесса включения учащегося в школьную жизнь является создание условий для выбора им пространств, позволяющих пробовать себя и экспериментировать в учебной деятельности.
Ситуация переходного периода в соединении с психологическими особенностями контингента детей требовала пристального внимания к системе оценивания. Такая система должна была соответствовать идеологии школы в целом, и, с другой стороны, она не должна кардинально разрывать с традиционной системой оценивания, чтобы избежать неоправданных рисков. В качестве основных задач, на которые должна быть направлена система оценивания, можно предложить следующие:

  • формирование у подростка опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия,
  • формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования,
  • формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности (компетентностей), в том числе специфических для предметных областей;
  • развитие навыков самооценивания, в том числе в плане сопоставления своих результатов и достижений с результатами и достижениями других учеников.

Для решения этих задач используются следующие подходы:

  • поиск и отработка новых систем оценивания, при которых происходит переход от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оцени­вания ребенка по результатам его собственного продвижения, при котором отслеживаются и становятся предметом обсуждения итоги его личностного движения, конкретные его успехи и неудачи;
  • определение момента целесообразности использования оценки (отметки) как одной из форм оценивания, вместе с тем отработка способов сочетания нормативных оценок с другими способами оценивания;
  • разработка систем качественного оценивания, поиск способов их сочетания с другими системами. При этом качественная оценка должна фиксировать успешность выполнения учеником той или иной работы, эффективность затраченных учеником усилий, степень его продвижения. На определенном этапе в оценку включаются сравнительные характеристики, позволяющие учащемуся оценить себя и свое продвижение в сравнении с продвижением одноклассников:
  • поиск форм и способов привлечения учащихся к разработке принципов и критериев оценивания, открытость для ученика критериев, по которым проводится оценивание;
  • введение в образовательный процесс методик, направленных на развитие рефлексивных умений и разработка на их основе системы само­оценивания учащихся. Поиск наиболее оптимальной динамики самооцен­ки как системообразующего элемента от уровня «хуже-лучше» до уровня введения в самооценку причинности, позволяющей ученику переходить от фиксации и осознания некоторого результата своей деятельности к плани­рованию своих дальнейших шагов в образовательном процессе;
  • разработка и внедрение накопительной системы оценок, при которой в течение фиксированного периода (модули, полугодия, года) дети получают оценки собственной деятельности, дифференцированные относительно типов работы (зачет — незачет, балльная оценка, достижения в сфере дополнительного образования и т.д.). К концу фиксированного периода дети получают возможность (в случае необходимости) получить недостающие оценки (зачетная неделя). Отрицательная оценка при такой системе исключается (она означает, что данная тема учеником не пройдена, если это не компенсировано другими темами и данная тема является обязательной, ребенку предоставляется возможность получить зачет по данной теме в течение зачетной недели).

На данный момент каждая предметная кафедра разработала или разрабатывает свою систему оценивания, учитывая свою специфику и перечисленные выше подходы.
Дополнительное образование особенно значимо в построении учебной работы с одаренными детьми. Эта значимость определяется прежде всего тем, что именно дополнительное образование позволяет ребенку сделать свой добровольный выбор приоритетов в образовании. Великая сила дополнительного образования – в его необязательности. Необязательность открывает каждому возможность к величайшему благу – получению удовольствия от самого процесса образования. Именно свобода, добровольность выбора по-настоящему создает «учение без мучения». Дополнительное образование не противостоит основному. Именно основное образование формирует те компетентности, которые позволяют сделать максимально осознанный и сознательный выбор в дополнительном. Компетентный выбор, в свою очередь, позволяет максимально раскрыться личности. Многие педагоги «Интеллектуала» имели опыт работы в дополнительном образовании (в том числе неформального, на общественных началах) и, создавая школу, заложили в ее концепцию систему дополнительного образования в самой школе. При этом дополнительное образование в школе ни в коем случае не должно дублировать существующую систему традиционного городского и районного дополнительного образования.
Дополнительное образование в школе выполняет следующие задачи:

  • Создает ощущения целостности и полноты существования посредством формирования адекватной ведущей деятельности.
  • Формирует в школе насыщенную образовательно-пространственную среду с выделением несущих различную нагрузку областей (кабинеты, лаборатории, мастерские, библиотека)
  • Организует особый ритм занятий (смена учебной и проектной, проектно-игровой, трудовой, исследовательской деятельности), введение интенсивных курсов (модульных, интегрированных)
  • Позволяют перейти от системы, при которой расписание занятий и длительность урока диктуют виды и формы деятельности ребенка, и учителя, к системе, когда виды и формы самой деятельности диктуют ее наиболее целесообразное расписание, что накладывает, правда большие сложности на документальный отчёт о деятельности.
  • Разграничивают типы работы по признаку их результативности. Широкое включение в учебный процесс различных видов и форм проектной деятельности, имеющих как предметный, так и межпредметный характер
  • Реально выполнить индивидуализацию образовательных маршрутов. Максимально реализовать возможности индивидуальных учебных (образовательных) планов.
  • Формирует открытость для учащихся учебных планов. Широкое внедрение ситуации выбора в учебный процесс
  • Позволяет формировать адекватные типам и видам деятельности средства и способы оценивания и аттестации, разработка гибкой системы оценок и поощрений,

Особенности школьной образовательной среды заставили по особому сформулировать и конкретные цели дополнительного образования:

  1. Поиск системы индивидуальных интересов и склонностей учащихся: занимаясь в кружках и спецкурсах, ребенок ищет «свое» дело.
  2. Для ребят старше 12 лет занятия в кружках являются отчасти профориентацией – сознательным выбором будущей профессии.
  3. Развитие самоорганизации: занимаясь любимым делом, ребята, как правило, лучше самоорганизуются, чем на обязательных занятиях.
  4. Достижение личного успеха. Именно при занятиях любимым делом ребята легче и быстрее добиваются успеха.
  5. Развитие креативности – способностей к творческой работе.

В школе «Интеллектуал» на сегодняшний день более 70 действующих кружков и спецкурсов.
Кружки делятся на две группы: предметные – по математике, физике, химии, биологии, географии, истории и т.п. и внепредметные – художественная керамика, воздушные змеи, латиноамериканские танцы и т.д.
Кроме того, занятия в некоторых кружках предполагает сдачу зачета; такие кружки называются спецкурсами
Огромное значение для подростков имеет создание своеобразной среды интеллектуального общения, мира единомышленников, объединенных общим интересом. Большинство руководителей кружков являются молодыми научными сотрудниками, работающими в академических институтах. Общение ребят с успешными молодыми учеными, которые признают в своих воспитанниках молодых коллег, успехи которых рассматриваются ими как первые научные достижения, серьезно повышает мотивацию детей к самостоятельной исследовательской работе. Очень важно отметить, что именно в системе дополнительного образования формируется система тьюторского сопровождения исследовательской деятельности школьников. Без этого сопровождения исследовательская деятельность школьников не может быть ни системной ни эффективной.
Кружки позволяют школе «Интеллектуал» быть открытой системой. Именно благодаря существованию этой системы не на словах, а на деле «Интеллектуал» открыт для ребят из других школ, которые приходят в школу во второй половине дня.
В работе системы дополнительного образования немало проблем

  1. Работа в кружке дает положительный эффект только в том случае, если ребенок добивается определенного результата, успеха. В то же время принуждать ребенка к достижению успеха в данном случае нельзя, так как принуждение подавляет свободу творчества. На практике часть ребят посещает выбранные кружки недостаточно регулярно, из-за чего эффект от такой работы оказывается небольшим.
  2. Проблема «Юрьева дня». С одной стороны, переход из одного кружка в другой должен быть как-то регламентирован, чтобы добиться определенной завершенности работы. С другой стороны, любые жесткие ограничения на свободу выбора ребенка в данном случае крайне нежелательны.
  3. Работа ребят должна оцениваться, но любая жесткая оценка может негативно отразиться на желании ребят заниматься творчеством.
  4. Количество кружков, посещаемых одним учащимся, варьируется от 1 до 9. В результате у одних ребят имело место перегрузка внеурочной работой, а у других – недогрузка. Отсюда вытекает необходимость мягкого административного регулирования объема внеурочной нагрузки учащихся. С другой стороны всякая регламентация в данном вопросе крайне нежелательна

Таким образом, следует отметить, что дополнительное образование в таких школах, как « Интеллектуал» имеет особое значение. Оно позволяет решить главные проблемы образования одаренных детей:

  • удовлетворяет многочисленные и часто меняющиеся интересы детей
  • Оно дает существенно большую свободу в выборе тем и направлений исследований, чем основное образование и, в тоже время, дополнительное образование укрепляет и дополняет систему дополнительного образования.
  • Помогает профессиональному самоопределению
  • Дополнительное образование дает возможность избежать однобокого развития.
  • С помощью дополнительного образования решается проблема перегрузки, одна из главных проблем одаренных детей, ведь то, что человек делает для себя - не является перегрузкой.

Вместе с кружковой системой школа-интернат “Интеллектуал” участвует в создании сетевой системы по работе с одаренными детьми. Очевидно, что маленькая школа не сможет принять всех одаренных детей города Москвы. Также понятно, что нет смысла дублировать хорошо работающую систему домов детского творчества. Открывая свои кружки для всех желающих, мы понимаем, что реально в них смогут прийти лишь те, кто живет относительно близко. А как быть с теми, кому трудно доехать до школы? А дети из других регионов? Ведь Москва – столица и “Программа развития столичного образования на 2012 – 2016 годы” предполагает оказание помощи регионам. Для решения этих задач школа-интернат “Интеллектуал” участвует в создании сети мероприятий по работе с одаренными детьми.
В основе сетевой системы лежат как видно из этой схемы заочные олимпиады, формирующие основные направления: физ-мат, био-хим и гуманитарное, соответствующие выпускающим отделениям школы «Интеллектуал». Олимпиады позволяют отобрать ребят для очных мероприятий и для образовательных лагерей.
Образовательные Лагеря.
Особое значение для организации школы имеют экспедиции[1] и профильные лагеря. Они помогают организации разновозрастной образовательной среды, которая является важнейшим системообразующим фактором.
Осмысленный общественно полезный совместный труд сближает людей и закладывает основу тех отношений, которые сохраняются до конца жизни. Практика показывает, что лучшей формой такого труда являются научные экспедиции или волонтерские команды. В экспедициях школы-интерната «Интеллектуал» участвуют школьники других школ. Со временем количество экспедиций и лагерей серьёзно выросло. Сегодня их более двенадцати.
Всего за лето через эти экспедиции и профильные лагеря доступ к уникальным возможностям школы «Интеллектуал» получают не менее 600 человек, не являющихся ее учениками, 2\3 которых – учащиеся из регионов РФ.
На данный момент есть следующие результаты рефлексии за восемь лет работы, в виде постулатов-тезисов:
1. Школа сделала пять выпусков. Все выпускники поступили на бюджетные места в ведущие вузы Москвы. Анализ поступления доказывает – идея универсальной школы удалась. Уровень образования также довольно высок. Половина выпускников поступают в МГУ на разные факультеты: мехмат, исторический, физфак, химфак, биофак, философский, фундаментальной медицины, психологический. Большая группа поступает в МФТИ, остальные поступили в МГТУ(им. Баумана), 1-й Медицинский, МГППУ, Высшую школу экономики, РГГУ, и даже ГИТИС.
2. Потребность в этой школе велика. Конкурс поступающих в 2011 году составила 11-12 человек на место. И есть основание думать, что конкурс будет расти. Это не очень хорошо. В Москве много одаренных детей и школа на 300 человек не сможет решить проблемы гигантского мегаполиса.
3. Очевидно, что необходимы еще школы для Москвы. Также как очевидно, что они должны быть разными. Опыт московского образования показывает, что есть наработки разных форм, однако некоторые общие принципы понятны. Желательно в каждом округе иметь школу для одаренных детей.
4. Работа с одаренными детьми очень востребована в регионах. Необходимо привлечь Москву и другие университетские центры для организации такой работы. Основной способ формирование школ - ресурсных центров Очевидна необходимость создания школ интернатского типа как для москвичей, так и, особенно, для регионов РФ.
5. Необходима серьезная программа сопровождения одаренных детей после окончания школы:
А) согласование школьных и университетских программ и тьютерское сопровождение.
Б) Особое значение имеет опережающее создание рабочих мест под этих детей, иначе работа средней и высшей школы окажется «холостой». Молодые специалисты либо вынуждены будут искать работу за пределами Отечества, или покинуть область успеха.
6. Опыт «Интеллектуала», также, как опыт его «старших братьев» - 57 школы, СУНЦ МГУ, «Лицея 2 школа», МХЛ(1303) , «Лиги школ»(1199), МГПГ(1505), 1514 и др. необходимо транслировать, и делать это необходимо двумя путями: созданием сетевых школ, используя эти школы в качестве «матрицы», и создавая сеть школ, т.е. открывая новые школы для одаренных, благо не оскудела ими наша земля.
7. Необходимы Федеральный и региональный центры, проект которых у нас есть, берущие на себя координацию всей работы в этом направлении.

[1] Здесь перечислены работавшие реально на момент открытия школы экспедиции. Каждая из них насчитывает много лет и руководители продолжили их и в рамках Школы-интерната «Интеллектуал»