Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Участник проекта «Школа Новых Технологий». Победитель рейтинга «Балльно-информационная система»
Лауреат конкурса "Учитель года Москвы-2016"
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Западный административный округ

Публичный доклад руководителя

За отчетный период: 2014-2015 учебный год

Основным событием учебного года стало расширение нашей образовательной организации и как следствие расширение наших возможностей по охвату разнообразным образованием обучающихся города Москвы в результате присоединения к нам ГБОУ гимназия №1588 (ул. Инициативная д.1) и ГБОУ СОШ №1199 «Лига Школ», педагоги и обучающиеся которой влились в образовательный процесс по адресу ул. Кременчугская 13.

Главным направлением работы школы по-прежнему является обучение и всестороннее развитие мотивированных и интеллектуально одаренных детей и подростков. Школа предоставляет ученикам широкий выбор различных образовательных траекторий и стремится приучить учеников к ответственности за сделанный выбор. Школа не приветствует раннее профилирование и настаивает на ценности широкого универсального образования. (см. Устав; Государственное задание).

Деятельность школы строится на основе научно и методически обоснованных педагогических подходах, принципах и технологиях:

Основные подходы:

Личностно-ориентированный подход;

Особенность реализации указанного подхода в школе-интернате «Интеллектуал»:

- В центре: личность ребенка и личность учителя, как участников педагогического процесса, т.к. «только Личность воспитывает Личность». В школе созданы условия для развития личности и учащихся, и учителей.

Личностно-деятельностный подход.

Особенность реализации указанного подхода в школе-интернате «Интеллектуал»: Личность развивается в процессе деятельности. Создаются условия для индивидуальной и совместной исследовательской, учебной, творческой и других видов деятельности: особая организация школьного пространства и территории школы (оборудованные классы, лаборатории, уникальная библиотека, мастерские, зоны отдыха, хореографический и актовый залы, территория вокруг школы с беседками и садом); походы, экспедиции, летние школы, организация общеклассных и общешкольных дел.

Указанные подходы обеспечивают социализацию и разностороннее, свободное, творческое развитие личности одаренного ребенка посредством: формирования уникальной насыщенной образовательно-пространственной среды, когда ребенок учится как бы «из воздуха». Созданы взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга пространства/ области: предметные области (предметные кафедры), область технологий (мастерские), область искусств, область релаксации, спортивная область. организации особого ритма занятий (смена видов учебной и проектной деятельности, учебно-игровой, трудовой, спортивной, исследовательской, творческой деятельности); индивидуализации образовательных маршрутов; единства и взаимосвязи систем основной учебной, внеурочной деятельности, дополнительного образования, систем сезонных (летних и зимних) школ интенсивного обучения. Особенность школы: психологически комфортные условия и безопасная среда для раскрытия потенциальных возможностей и реализации интеллектуального и творческого потенциала личности. уважительное и доброжелательное отношение к ребенку со стороны администрации, учителей, воспитателей, всего персонала школы; психологическая поддержка и сопровождение (психологическая служба, психологи); тренинги по формированию детского коллектива; общеклассные и общешкольные дела для создания детско-взрослого содружества (конференции, походы, экскурсии, мастерские, образовательные поездки); социализация (приобретение социального опыта через общение со сверстниками разных школ России и зарубежных стран, с видными учеными, писателями, музыкантами, общественными и политическими деятелями; через включение в социально-значимую деятельность).

В практике обучения и воспитания используются традиционные и нестандартные технологии.

Выбор технологии зависит от целей, задач, содержания деятельности, возраста и психологических особенностей учащихся.

Основные технологии:

Технологии сотрудничества: - учитель/ воспитатель и ученик – партнеры, совместная деятельность по определению цели и содержания исследования, сотворчество. Технологии свободного воспитания («воспитание свободы свободой») - ребенок идет к цели (результату) от внутреннего побуждения, а не от внешних действий. Учащимся предоставляется право выбора и самостоятельности в разных сферах их жизнедеятельности (под наблюдением и руководством взрослого), что не имеет ничего общего со вседозволенностью и попустительством.

Технологии развивающего обучения.

Принципы: - проблемное обучение - системность - индивидуализация и дифференциация обучения - развитие различных видов мышления, индивидуального стиля мышления - эвристичность умственной деятельности - особая работа по организации запоминания (мнемонической деятельности)

Технологии метода проектов.

Принципы: - личностный смысл деятельности - поиск и развитие задатков и способностей - формирование личностно значимых способов учебной и исследовательской деятельности - практическая направленность деятельности - направленность на формирование навыков научно-исследовательской деятельности

В школе в учебном году в среднем обучалось 581 обучающийся в 29 классах.

В школе работает 97 учителей и педагогов - основных работников и 36 совместителей. Среди них 22 кандидата наук, 5 заслуженных работников образования, 11 авторов учебных пособий, 5 методистов городского уровня.

Очень многие учителя совмещают свою работу в школе с научной работой или преподаванием в вузах. В «Интеллектуале» гармонично взаимодействуют педагоги разных поколений: 30% учителей в возрасте до 35 лет. Сбалансирован и гендерный состав. В школе работает 55% мужчин и 45% женщин.

Благодаря присоединению ГБОУ гимназия №1588 , начальная школа продолжила работу в условиях психолого-педагогического эксперимента по всестороннему развитию дарований детей и сохранению у них интереса к учебе. Применяется на практике частичное раздельно-предметное преподавание. Начальная школа функционирует в одну смену, но в режиме полного дня. Это означает, что и после уроков жизнь ребят насыщена самыми разнообразными занятиями: настольный теннис, шахматы, керамика и многое другое. Одним из показателей успешной работы начальной школы стали многочисленные победы обучающихся в московских олимпиадах и иных интеллектуальных соревнованиях для учеников младшего возраста

Учащиеся начальных классов проявляют интерес к исследовательской деятельности, результатом чего явилось участие младших школьников в весенней проектной сессии и презентация выполненных проектов по различным направлениям.

В апреле 2015 года в 4 классах была проведена диагностическая работа МЦКО в присутствии наблюдателя. Результаты тестовой работы: число уч-ся – 40 чел. преодолели порог все.

В начальной школе работают более 20 спецкурсов и кружков дополнительного образования, которые способствуют раскрытию способностей и расширению сферы познавательных интересов ребят.

Основная школа работает в режиме односменной 5-дневной рабочей недели в 5-7 и 11м классах и 6-дневной рабочей недели для 8-10 классов. Учебный план составлен на основе Федерального базисного учебного плана. Основные особенности учебного плана таковы: 1) Наличие практикумов по естествознанию в 5 классе и по химии в 7 классе (фактически это курс «Введения в химию»), практикум по МХК в 7-11 классах.

2) Второй иностранный язык: немецкий и французский – с 6 класса; немецкий испанский и французский - с 8 класса; возможность изучать испанский, немецкий и китайский языки в дополнительном образовании.

3) Углублённое обучение математике (в 5-8 классе) без увеличения количества часов.

4) Выездные практикумы по биологии для учащихся 6-10 классов.

5) Выездные гуманитарные практикумы для учащихся 9-10 классов, археологическая практика для учащихся 6-8 и 10 классов

6) Выездные практикумы по развитию навыков разговорной речи на английском языке в англоговорящих странах (Великобритания, Республика Кипр)

Все учащиеся 9 и 11 классов успешно прошли итоговую аттестацию в форме ОГЭ и ЕГЭ. В 2014-2015 учебном году по итогам Единых государственных экзаменов в 11 классе 73 выпускника из 99 превысили сумму в 220 баллов за три предмета, и еще 16 выпускников набрали от 190 до 219 баллов.

В 9 классе 34 обучающихся из 64 получили более 12 баллов по трем предметам ОГЭ.

В 2014-2015 учебном году 254 обучающихся школы «Интеллектуал» приняли участие в олимпиадах и соревнованиях от регионального уровня и выше.

Число победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, превышает общую численность учащихся поскольку многие учащиеся являются победителями и призерами не одного, а двух и более олимпиад (смотров, конкурсов).

Всего в 2014-2015 учебном году ребята получили за победы в конкурсах 628 грамот и призов.

Следует отметить, что:

общее количество победителей и призеров 2го муниципального этапа ВОШ увеличилось на 140 человек по сравнению с 2013-2014 годом;

общее количество победителей и призеров регионального этапа ВОШ и Московской предметной олимпиады увеличилось на 102 человекв по сравнению с 2013-2014 годом.

Важной составляющей учебного процесса в школе «Интеллектуал» является проектно-исследовательская деятельность, обязательная для учащихся 8 и 10 классов. В этом учебном году 96 обучающихся успешно завершили индивидуальную исследовательскую работу, из них 11 учеников получили дипломы победителей или призеров всероссийских конференций исследовательских работ школьников.

В школе «Интеллектуал» широко развита сеть дополнительного образования, охватывающая практически всех школьников школы «Интеллектуал» и более 200 школьников других учебных заведений. В прошедшем учебном году работало 95 кружков (сюда также вошли секции и студии).

В школе продолжает развиваться и совершенствоваться система каникулярных практик и школ интенсивного обучения, в которых принимают участие, как учащиеся школы «Интеллектуал», так и учащиеся других учебных заведений. В прошедшем учебном году школой было проведено 25 учебных практик и школ интенсивного обучения. Всего в них участвовало около 200 учащихся школы «Интеллектуал» и около 400 учащихся других школ. Организовано более 40 различных экскурсий на выставки и в музеи.

Активно работает Естественнонаучный музей школы, в нем представлена обширная учебно-практическая живая экспозиция беспозвоночный, амфибий и рептилий из более 200 видов.

«Интеллектуал» также является организатором международной гуманитарной конференции школьников «Вышгород», которая в этом году проходила в одиннадцатый раз. Конференция прошла на высоком научном и организационном уровне, в организации принимали участие многие преподаватели, сотрудники, ученики и выпускники школы. Показательно, что в процесс подготовки активно включились учащиеся совершенно разных параллелей (5-11 класс), выпускники, родители учащихся. Удалось фактически разработать культурную программу для иногородних участников, приехавших на конференцию на день раньше официального открытия: интерактивную познавательную экскурсию в Коломенское, викторину «Своя игра». Школа является одним из организаторов международной конференции школьников в области точных и естественных наук «Интел-Авангард-15». В этом учебном году в конференции «Интел-Авангард» приняло участие около 70 школьников.

В 2014-2015 году были организованы и проведены ставшие традиционными Маркеловские гуманитарные игры для учащихся 5-7 (+начальная школа) и 8-10 классов. В проведении игр принимали активное участие сотрудники кафедры истории и сотрудники других подразделений и служб, выпускники школы и учащиеся старших классов. Подобное мероприятие проходит в школе четвертый год. В несколько измененном виде игра «Гуманитарные бои» была повторена для учащихся других школ, принявших участие в конференции «Вышгород-2015». В будущем предполагается придать Маркеловским играм общегородской статус и после празднования дня рождения Евгения Владимировича Маркелова (3 февраля), повторять игру для учащихся других школ – в выходной день (воскресенье), с привлечением к проведению и организации учеников и выпускников нашей школы. Учителя школы активно делятся своими педагогическими идеями и методиками с коллегами из других школ.

За прошедший учебный год сотрудники школы прочли более 11 курсов повышения квалификации в различных городах России и более 20 лекций и докладов различной педагогической и психологической тематики, а также опубликовали более 50 статей и 4 учебных пособия по различным педагогическим вопросам.

Сотрудники школы активно занимались научной работой, участвовали в научных конференциях и опубликовали более 30 научных статей по различным отраслям научного знания.

Школа активно приглашает выдающихся ученых и деятелей культуры для чтения научно-популярных лекций учащимся школы «Интеллектуал» и других школ. В этом учебном году было организовано более 15 таких лекций. Большое внимание в школе уделяется эстетическому развитию и художественному творчеству учеников. Этому способствует регулярное проведение концертов, викторин, конкурсов, постановка спектаклей, проектная деятельность в области культуры, издание школьного литературного альманаха, работа школьной киностудии других студий по искусству (керамики, музыкальной, вокальной, танцевальной), и библиотека с богатыми фондами. Одним из важных направлений работы школы является музейная педагогика.

В этом году около 30 учебных занятий было проведено в различных музеях Москвы. Традиционным стали каникулярные выезды в другие города с обширной историко-культурной программой. Каждый год организует вечера-встречи с выдающимися деятелями искусств.

В 2014 – 2015 учебном году в школе продолжала активно работать школьная киностудия «Интелвидео». За прошедший год наши школьники приняли участие в 12 фестивалях и конкурсах и получили множество призов (см. приложение страницу кафедры на сайте школы: http://goodmhk.narod.ru/ ).

С 2009 года школьная студия «Интелвидео» сотрудничает с Компанией «Panasonic Россия» по направлению «изучение и внедрение современной медиа-техники в учебный процесс, профориентация, пропаганда идей экологии, спорта, подготовка к Олимпиаде Сочи-2014». В рамках этого сотрудничества осуществляется съемка видеофильмов детьми, проведение мастер-классов, участие в фестивалях и кино конкурсе «Panasonic KWN», показы фильмов, познавательные поездки в проектные лаборатории, на киностудии и олимпийские объекты. С 2010 года – сотрудничество с ОАО «Российские Железные Дороги» в целях пропаганды идей нравственного и патриотического воспитания молодежи, здорового образа жизни, научно-технического творчества учащихся. В контексте этого сотрудничества проводится показ фильмов школьной видеостудии «Интелвидео» в поездах РЖД. Также с 2010 года продолжается сотрудничество с РООИ «Перспектива», целью которого является изменения негативного отношения и стереотипов, существующих в обществе по отношению к людям с инвалидностью, рассказ о жизни людей с ограниченными возможностями, инклюзивном образовании, занятиями спортом для инвалидов. В рамках этого сотрудничества школьная видеостудия «Интелвидео» осуществляет съемку роликов и фильмов с участием детей с ограниченными возможностями, обучение съемке фильмов детей-инвалидов, участие в образовательных программах, показах и кинофестивалях, участие в организации и посещение совместных творческих вечеров. С 2013 года школьная киностудия «Интелвидео» сотрудничает с РИА «Новости», проводилась профориентация в области медиа, подготовка к Олимпиаде Сочи-2014. Этот проект дает возможность проводить стажировку участников видеостудии в редакции спортивных новостей

Школа активно продолжает поддерживать международные контакты. Ежегодно наши ученики участвуют в соревнованиях или в совместных научных проектах со школьниками Сингапура, Китая и Республики Кипр. Более 20 учеников других стран обучались в школах интенсивного обучения, организованных нашей школой.

На базе школы действует «Центр изучения китайского языка и культуры» при поддержке посольства КНР в России.

Школа активно сотрудничает с МППГУ, Московским центром непрерывного математического образования, Всероссийской заочной многопредметной школой, фондом «Династия», МФТИ и многими дружественными школами (педагогической гимназией №1505, гимназией 1514, Химическим лицеем №1503, НП «Филипповская школа», школами № 192, 2101).

Сотрудники школы участвуют в выполнении государственных работ и во множестве волонтерских проектов: Летняя и весенняя экологическая школы, Зимняя Пущинская школа, Летние компьютерные школы и школа «Кванта», многое другое.

Школа обращает особое внимание на здоровье своих учеников. Высокая интенсивность умственной деятельности наших учеников требует адекватной физической нагрузки. В школе проводятся открытые для посещения всех желающих тренировки по футболу, волейболу, баскетболу, кэмпо, айкидо, стрельбе из лука, спортивным и бальным танцам; работает физкультурная секция «по интересам»; регулярно проводятся тренировки и соревнования по спортивному ориентированию. В этом учебном году в учебную продолжен новый вид учебной деятельности: стрельба из пневматического оружия, учащиеся начальной школы посещают секцию настольного тенниса. Наши школьники успешно выступают на межшкольных спортивных соревнованиях по волейболу и спортивному ориентированию. Школьная волейбольная команда является неоднократным призером соревнований по волейболу среди школ Западного округа.

Туристические походы и археологические экспедиции стали традиционным видом каникулярного отдыха наших учеников. В школе в целом сложился благоприятный психологический климат. Уважительное отношение к ученикам, широкие возможности по выбору учениками своей образовательной траектории сочетаются с ориентацией на высокие результаты и интенсивный труд. Психологическая служба школы в течение учебного года осуществляла психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Проводились консультации по следующим направлениям: учебные проблемы, вопросы самоорганизации, воспитания и развития одаренных школьников, социальная адаптация учащихся, поступивших в школу в этом учебном году, профориентация, детско-родительские отношения, взаимоотношения в детском коллективе, помощь в организации учебного процесса и исследовательской деятельности учащихся, а также в составлении индивидуальных учебных планов учащихся.

В 5-6 классах проводились регулярные развивающие занятия, направленные на сплочение и коммуникацию учащихся, а также развитие внимания.

Материальная обеспеченность школы. Оборудование. За прошедший (2014-2015) учебный год проведены ремонтные работы по столовым залам, спортивным раздевалкам, продолжается комплексная реконструкция территории и спортивной площадки. На сегодняшний день школа хорошо оборудована компьютерами и другими современными средствами обучения, в том числе в результате участия в проекте Школа новых технологий. На 80% укомплектованы лаборатории: экспериментальной физики, микробиологии, химии, биологии. Оборудована мастерская по прикладной физике. Введен в эксплуатацию дополнительный этаж, для работы в малых группах, дополнительного образования, задач Школы новых технологий, Формулы-1 в школе (инженерная лаборатория), доделана студия интерактивных курсов Школы новых технологий. Установлено естественнонаучное лабораторное оборудование по адресу Инициативная 1.

Перспективный план развития материальной базы школы ставит главную задачу – строительство ещё одного учебно-лабораторного, иначе большой педагогический потенциал школы не сможет быть реализован в полной мере. А так же планируется реперепланировка помещений по адресу Инициативная 1 для обеспечения планового наполнения по численности обучающихся. Кроме этого требуется срочный ремонт фасадов, в идеале – установка вентилируемых фасадов.

ГБОУ Школа-интернат «Интеллектуал» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, собственный расчетный счет. Годовой бюджет на 2014-2015 учебно-финансовый год составляет 222,2 млн. рублей. Источником финансирования является Департамент образования г. Москвы и внебюджетные поступления (благотворительные взносы и родительская плата за дополнительные услуги).

Положительной оценкой работы школы администрация считает следующее:

школа четвертый год подряд вошла в список лучших школ Москвы по итогам 2014-2015 учебного года (заняла 6 место) и стала четырежды лауреатом гранта Мэра города Москвы в области образования первой степени (по условиям присвоения гранта в этом году денежные выплаты составили 10 млн. рублей);

растет число желающих поступить в школу с 1 по 10 классы;

растет престиж школы в районе, округе, городе и регионах России; международный интерес к школе, особенно со стороны руководителей образования отдельных городов КНР, Республики Кипр и Сингапура;

положительные отзывы коллег из других школ, принимающих участие в мероприятиях, организованных нашей школой;

значительное число выпускников (шестеро), вернувшихся работать в качестве учителей и педагогов дополнительного образования.

По итогам общественных обсуждений достигнутых школой результатов приняты следующие решения:

признать действующую модель обучения работающей и продолжать ее развивать; необходимость роста школы, создания филиала, освоения новых площадей;

продолжить и расширить работу с педагогами и одаренными школьниками других регионов России (Татарстан, Калининград, Якутия, Архангельская область, Дагестан и другие) и зарубежья;

поддерживать и расширять международные контакты школы; продолжить работу по выработке методик обучения одаренных детей; продолжить работу по расширению и улучшению материальной базы школы; усилить развитие дистанционного образования и общей информатизации школы.